?

Log in

No account? Create an account

Открытие. Взгляд через объектив

Удалось снять нечто интересное? Покажите это здесь! Открываем Мир вокруг себя!

Барт
Ilya Varlamov varlamov.ru wrote in photo_discovery
Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
Еврейский новый год.


8-го сентября после захода солнца, по еврейскому календарю наступил новый, 5771 год от сотворения мира – Рош Ха-Шана. Более 30 тысяч паломников из разных стран встретили его на Украине. Традиционно в этот день в Умани собрались евреи-ортодоксы, чтобы помолиться на могиле основателя хасидизма цадика Нахмана. В этом посте я собрал все очтеты о празднике, которые ранее публиковал в своем журнале.



Брацлавское движение хасидов возникло более 200 лет назад. Его основал раби Нахман из Брацлава (1772-1810) – потомок основателя хасидизма Баал Шем Това. Существует несколько объяснений, почему брацлавские хасиды направляются в Умань именно накануне иудейского Нового года. По самой распространенной среди ортодоксальных евреев (хасидов) версии, раби Нахман обещал "грядущий мир тому, кто придет помолиться в Рош Ха-Шана на его могилу". Согласно традиции Брацлавского хасидизма, Рабби Нахман неоднократно выражал свое желание быть похороненным на еврейском кладбище в Умани. Этот город он считал особым, так как во время восстания гайдамаков, вошедшего в историю под названием "Колиивщина" (1768 год), в Умани было убито, по различным данным, от 2 до 12 тысяч скрывшихся от восстания в городе поляков и евреев.

Умань – провинциальный украинский город с населением порядка ста тысяч человек – раз в году на десять дней становится в какой-то степени местом поистине мирового значения.

Паломники размещаются в отдельном квартале. Его оцепляет милиция, и попасть внутрь можно только по специальному пропуску. Дорога, по которой приезжают автобусы с паломниками, заканчивается у подножия холма, на котором расположен еврейский квартал. Носильщики берут доллар за подъем каждого чемодана.


Те, кто сэкономил, волокут свои чемоданы сами. В среднем за неделю праздника носильщик зарабатывает до 500 долларов.


Но самый прибыльный бизнес - это сдача жилья в аренду. Поскольку паломники стараются поселиться как можно ближе к могиле цадика Нахмана, цены на квартиры могут доходить до нескольких тысяч долларов за неделю. Средняя цена 200 долларов с человека.


Перед приездом гостей хозяева выносят всю мебель из квартиры и ставят многоярусные деревянные кровати. В одной комнате может жить более десяти человек.


Большинство недвижимости в этом квартале уже давно скупили евреи, но та, что осталась у местных жителей, приносит ощутимый доход.


У местных жителей существует множество легенд о хасидах. Две основные темы - это шаббат, и то что хасиды сильно мусорят. Например, есть история, что во время шаббата в одной из квартир начался потоп. Закрывать кран евреям нельзя. Прибежавшую на помощь хозяйку квартиры они чуть не побили, так как женщинам появляться тоже нельзя.


Те, у кого нет возможности снять квартиру, располагаются в палаточном лагере. Для самых бедных организаторы арендовали здание бывшего склада, где одновременно может проживать несколько тысяч паломников. Кстати, нищих из Израиля сюда привозят за счет общины, здесь они также как и дома занимаются попрошайничеством.


По-русски практически никто не говорит. В квартале самая распространенная валюта - доллар. Минимальная цена - 1 доллар. Также принимают израильские шекели.

Немного статистики. По состоянию на 8 утра вторника в Умань прибыло 14268 паломников из 20-ти стран. Всего прибыло 201 автобус, 320 микроавтобуса и 22 легковых автомобиля. 93 процента паломников приехали из Израиля, 5 процентов из США, 1 процент из Франции. Каждый десятый паломник приезжает с ребенком.


Порядок охраняют 330 сотрудников украинской милиции, а также 4 израильских полицейских.
- А драки бывают? - спрашиваю я у одного из милиционеров,
- Конечно! И между собой дерутся, и с местными. Вчера с милицией была драка, но быстро разняли.




Местные жители "дерут" с хасидов по "три шкуры" за самый копеечный товар. Например, бутылка колы стоит для хасидов полтора-два доллара (обычная цена – 50 центов). Три банана – доллар (обычная цена полтора доллара за килограмм). Поездка на такси при обычном тарифе 2-3 доллара для хасидов увеличивается не меньше, чем в 10 раз.






Почти у каждого ребенка есть игрушечный пистолет.


На рынке местные торговцы закрывают свои палатки сеткой, чтобы не воровали.


Но сетка не всегда спасает, ее режут и все равно воруют. У паломников сейчас большая тяга к шоппингу, и местные жители этим пользуются. Всякое барахло продают в несколько раз дороже.


- Как у вас торговля идет? - спрашиваем у местной бабушке,
- Да какая тут торговля! Вы журналисты?
- Да,
- Обязательно напишите, что тас тут обирают! Торговый агент Новак берет за место взятку 50 долларов! Помимо этого нужно платить 450 гривен за аренду места! Все площади власть продала этим евреям, в таких условиях работать невозможно! Они тут гадят (евреи), а мы платим по 100 гривень за уборку! Я за день всего 15 гривень (60 рублей) зарабатываю!
Нам показалось, что бабушка немного обманывает.


Новые башмаки всего за 20 долларов.




Женщин практически нет. Из почти 15-ти тысяч паломников, женщин всего 26.






Тора изучается с детства.


Центральным местом квартала является могила цадика Нахмана.






Официально хасидам разрешили приезжать в Умань перед распадом Советского Союза. Ну а после провозглашения независимости Украины встреча Рош Ха-Шана на могиле цадика Нахмана в Умани вновь стала привычным явлением, как для жителей Украины, так и для самих хасидов.








Под крышей ангара, где расположена могила, постоянно танцуют и молятся люди.








Шаббат (от корня швт — «покоиться, прекращать деятельность»), в иудаизме — седьмой день недели, в который Тора предписывает воздерживаться от работы. Ничего нельзя делать. Включать-выключать свет, воду или плиту, естественно работать. Также шаббат наступает накануне крупный религиозных праздников.




На вечернюю молитву должен был приехать какой-то важный религиозный деятель, я решил занять место на крыше, чтобы без давки снять происходящее.




Когда я снимал внизу, ко мне пристал нищий:
- Дай немного денег!
- У меня с собой нет денег, - честно сказал я,
- Это для моей семьи, нам нужны деньги, чтобы отметить Новый год!
- Но у меня нет ничего с собой,
- Хорошо, может быть ты пройдешь здесь и попросишь денег у людей для меня? А то меня все знают уже и не дают больше, а ты человек новый, тебе дадут.


Паломники пытаются дотронуться до стены, где похоронен цадик. Тех, кто застоялся грубо выкидывают подальше.






Наверное, такого больше нет нигде в мире: на небольшой площади примерно в два с половиной гектара размещаются более двадцати тысяч паломников, число которых с каждым годом растет.


К могиле рабби Нахмана едут хасиды со всего мира, чтобы пожелать другу: Шана това уматука. Что в переводе означает "хорошего и сладкого Нового года".


Некоторые спасаются от давки на столбах…


По мнению руководства города, Украина для многих тысяч паломников - это только Умань, но организация такого празднества - это имидж Украины! Однако на государственном уровне хасидское паломничество в Умань никого не интересует.




День 2-й

С утра около здания администрации прошел митинг местных жителей под лозунгом: "Хасиды в умани - кто они: туристы? Гости? Или хозяева!?" На него пришло около 30 человек. Собравшимся рассказали, что хасиды засоряют какашками местную речку, мусорят и шумят. В газете описан самое возмутительное происшествие прошлого года. Некто Рахамим Алькоби при сносе незаконно им поставленного киоска укусил милиционера за палец! За это его хотели депортировать, но за него вступилась диаспора. И вот в этом году он напал на уманчанку и ударил ее ногой в живот. У уманчан есть и другие вопросы."Каким образом хасиды, скупающие недвижимость ввезли через украинский кордон такие большие суммы? Когда уберут незаконно установленные хасидами вагончики? Для какой надобности в некоторые из них проведено 3-ъ фазное напряжение 380 вольт? Налажен ли учет круглосуточного расходования электроэнергии в домиках хасидов?" Но в целом митингующие были очень расстроены, что на хасидах зарабатывают не они, а кто-то другой.

Люди пошли на озеро молиться...


Обряд омовения.












На улицах звучит музыка и танцуют люди!




По улице носят цилиндр с торой. Хасиды его целуют или касаются рукой. Тора весит более 10 килограммов. Если ее уронят на пол, то все свидетели этого должны поститься целый день.


Многие не поверили, что сетки на палатках торговцев сделаны от воришек. Вчера я еще опросил на рынке людей, все единогласно подтвердили, что здесь очень процветает воровство. Сетки разрезают и дети растаскивают товар. Некоторые торговцы ставят металлические сетки. Воруют не только у местных, мы стали свидетелями, как хасид стащил кипу, воспользовавшись большим количеством народу около палатки.


Местные ребята устроили аттракцион. За 2 доллара предлагается проехать на велосипеде 10 метров. Проблема в том, что при повороте руля направо, колесо поворачивает налево. Неподготовленному человеку проехать на таком велосипеде невозможно. В случае удачи ребята предлагали победителю 100 долларов. За 3 дня никто не выиграл приз.








Всю первую половину дня хасиды закупали еду и готовились к празднику.




Ближе к вечеру они переоделись в делые одежды. Одной из отличительных черт хасидского наряда — штраймл, меховая шапка, надеваемая в субботу и праздники.






На могиле цадика Нахмана было не протолкнуться.


Кстати, для богатых хасидов есть возможность купить место в синагоге и молиться без давки.


Как и вчера, люди забирались на колонны, шкафы, ограды.





Попасть к могиле практически невозможно, но мне удалось протолкнуться. Суета понятна – до начала праздничного ужина необходимо все успеть. Главное – написать записку с просьбой к рабби Нахману. Записки складываются в специальные ящики. Можно передавать записки от друзей и родственников.




Неожиданно началась сильная давка и люди начали с криками выбегать из здания. Я сначала подумал, что начался пожар или кто-то устроил терракт. Оказалось, после молитвы около могилы выходил равин и охрана, освобождая ему путь, просто сметала всех на своем пути.




Хасиды придают деталям одежды магические свойства и символическое значение. Например, короткие панталоны заправляют в чулки, чтобы штаны не касались земли, считающейся скверной, нарушающей святость; носят туфли без шнурков или пряжек (штиблет на идише), чтоб не касаться их и избежать скверны; шелковый шнурок вокруг пояса (гартл идиш) должен, по идее, отделять вышнее и духовное от суетного, что ниже пояса, и т. п.


Новый год наступает с заходом солнца.


Чтобы не задавили внизу, я опять забрался на крышу.


В этот раз было не очень много народу. Охранник пугал израильской полицией, которая если увидит меня на крыше, скинет оттуда вниз.


Внизу собралось очень много народу, все пели и кричали. Я скоро выложу видео. Тысячи людей играли на барабанах, дудели в горны и кружились в танце, обнимая и целуя друг друга. В момент, когда на небо взошла первая звезда и наступил 5771 год по еврейскому календарю.


Занесли тору.




Новый год!




После наступления праздника снимать запрещено. Это вид на могилу цадика с крыши соседнего дома. Сама могила находится в стене между домом с темной крышей и навесом со светлой.


А это синагога, после того, как ее достроят она должна стать самой большой синагогой в мире. Но строительство заморозили.


Женщинам молиться с мужчинами нельзя. Они стоят на улице в специальном загончике и смотрят в окошко.


А вот так выглядит один из бараков, где живут паломники. Нам разрешили сюда войти, когда люди ушли на молитву.


На одной из кроватей лежал больной мальчик, которого не взяли на молитву.


Если не снимать квартиру, то в среднем паломничество обходится в 600 долларов.


После вечерней молитвы у хасидов начнется праздничный ужин. Главное блюдо – мед и яблоки.







День 3-й

Проснулись рано утром и поехали в квартал к хасидам. Утро нового года было холодным и туманным...




Но спать никто не ложился, практически все люди молились. Кстати, накануне произошел один инцидент. В шесть часов вечера произошел конфликт между брацлавскими хасидами и местными жителями. Причиной конфликта стало замечание жительницы Умани, сдававшей хасидам свою квартиру на время паломничества, не шуметь. Это возмутило хасидов. "На шум вышел мужчина из соседней квартиры и достал телефон, чтобы вызвать милицию. В ответ на это хасиды начали бить мужчину, преследуя его и на улице. За него заступился случайный прохожий, за что получил несколько ножевых ранений",– рассказали в ГУ МВД, добавив, что на месте происшествия начала собираться толпа "агрессивно настроенных паломников". Десять хасидов были задержаны за сопротивление сотрудникам милиции и депортированы, а в отношении троих паломников, причастных к драке, прокуратура города проводит доследственную проверку.


Представитель еврейской общины Умани Олег Вишневецкий: «Хасиды — нормальные ребята. — Просто так они цепляться не будут, но и себя в обиду не дадут. Вероятно, их спровоцировали. Чтобы их приезд был спокойным и взаимовыгодным для города, для них можно сделать отдельные гостиницы и кемпинги возле могилы Нахмана, чтобы поселять их там по 200—300 человек и минимизировать контакты с местным населением».


Уманчане говорят, что в этом году большинство продавцов продуктов и сувениров остались в убытке. «Не возместили даже половины своих затрат. Просто накануне пошел слух, что приедут 50 тысяч хасидов, частники не рассчитали с товаром... Также говорят, что в этом году приехало много бедных, которые питались в еврейских столовых. "Я лично заработал $1700, хотя ожидал больше», — рассказал продавец овощей Александр Харченко. По словам евреев из Умани, в этому году к приезду хасидов было зарезано 200 коров (в прошлом году — 150), из которых съели 70, т. е. около 5 тонн говядины. Всего же жители города и казна зарабатывают за неделю не менее миллиона долларов.













Суперовский репортаж. Я бывал в Умани и мне местные рассказывали о поломничестве. Но я и представить не мог, что это так.

Просто шикарная серия! Очень понравилось - полный и очень качественный репортаж с отличными фотографиями и описанием

Очень интересно! Я даже не знала, что есть такой центр хасидизма.