Categories:

Германия — Австрия — Лихтенштейн — Швейцария на велосипедах!

Путешествовать на велосипедах по Европе — просто, безопасно, бюджетно, а главное — интересно! В этой статье я поведаю о нашей небольшой, но насыщенной поездке, а также расскажу про некоторые тонкости этого вида туризма.

Введение

Отправной точкой нашего путешествия стал маленький немецкий городок Байройт, расположенный на севере земли Бавария. Взяв баварский билет (подробнее о нем в конце статьи), мы на поезде, вместе с велосипедами, доехали до города Линдау, который находится на самом юге Германии, довольно близко к границе с Австрией. Выехав из Линдау, мы пересекли границу на велосипедах и последующие четыре дня передвигались исключительно на них (не считая одного фуникулера), вплоть до возвращения в Германию, но уже в город Хергац. На следующий день на поезде мы вернулись в Байройт, заехав по пути в небезызвестный замок Нойшванштайн. За пять дней мы посетили четыре страны, проехали более 250 километров на велосипедах и сожгли более 5 000 калорий.

Маршрут первых четырех дней поездки
Маршрут первых четырех дней поездки

Путешествие на велосипедах

День 1. Давайте знакомиться: нас зовут Дима и Влад! Прекрасным солнечным утром, 29-го сентября 2018 года, мы выехали на поезде из города Байройта. Около 5 часов вечера мы прибыли в город и одноименный остров в Боденском озере — Линдау, расположенный на юге Германии. Это популярное место отдыха у немцев и просто очень милый город. Здесь находится известный вход в гавань Линдау, украшенный статуей баварского льва и маяком.

Путешественники (слева — Дима, справа — Влад) на фоне входа в гавань Линдау
Путешественники (слева — Дима, справа — Влад) на фоне входа в гавань Линдау

В городе довольно много достопримечательностей, но больше всего, помимо входа в гавань, мне приглянулся расписанный фасад старой ратуши.

Здание старой ратуши в Линдау
Здание старой ратуши в Линдау

После двухчасовой прогулки по Линдау мы выдвинулись в путь. Сразу хочется отметить, что дороги в Европе (по крайней мере в этой части) великолепны. Около 80% нашей поездки проходило по отдельным велосипедным асфальтированным дорогам, часто вдоль набережной Рейна. Оставшиеся 20% поровну приходились на автомобильные трассы и гравийные дороги.

Велосипедная дорога вдоль Рейна
Велосипедная дорога вдоль Рейна

На фотографии выше дорога справа предназначена для велосипедов, тропинку снизу предпочитают пешеходы, а трасса проходит совсем в другом месте. По таким местам не составляет трудности держать скорость 20 км/час, а отсутствие страха поймать колесом выброшенную свечу зажигания или быть сбитым проезжающей мимо фурой позволяет обрести чувство полной свободы и умиротворения. Кстати, рекомендую велосипедные шорты! Несмотря на то, что выглядят они как «banana hammock», они отлично защищают определенные части тела от отсиживания во время длительной езды.

Нарушение техники безопасности
Нарушение техники безопасности

На границах государств (Германия, Австрия, Лихтенштейн, Швейцария) часто отсутствуют не только пограничный контроль, но и опознавательные знаки, поэтому не всегда замечаешь, что пересек границу и въехал в другую страну.

Поздно вечером мы приехали в Лихтенштейн, где неподалеку от города Руггель арендовали домик. Один из элементов дизайна нас настолько позабавил, что мы сняли короткометражку «Нроники Харнии» (название выбрано, чтобы избежать судебных разбирательств).

При подъезде к дому, когда оставался всего один километр с небольшим, который мы планировали преодолеть примерно за 3 минуты, нас ожидал неприятный сюрприз. Дорога под достаточно большим углом шла вверх, и нам пришлось слезать с велосипедов и закатывать их вручную. Улица, по которой происходило это шествие, носит символичное и незатейливое название — Лох.

Вырезка из гугл карт
Вырезка из гугл карт

Мудрость от сказителя:

Когда планируете велосипедный маршрут, смотрите высотный профиль!

День 2. Однако наш подъем не прошел напрасно, и утром мы обнаружили, что с холма высотой около 150 метров, где расположен наш дом, открывается живописный вид на окрестности.

Соседний городок Маурен
Соседний городок Маурен

Во второй день мы решили поберечь силы и посмотреть на прославленный замок Вадуц, находящийся рядом с одноименной столицей Княжества Лихтенштейн. Этот небольшой замок является действующей резиденцией князя Лихтенштейна и закрыт для широкой аудитории, о чем свидетельствуют многочисленные таблички «Privat».

Замок Вадуц
Замок Вадуц

После осмотра замка снаружи, когда было уже около двух часов дня, мы увидели на гугл картах прекраснейшие фотографии с озера Миттлер, чуть южнее Лихтенштейна, и нам захотелось туда отправиться. Рассчитанное расстояние до этого места составляло 25 километров, и мы выдвинулись в путь. По великолепным дорогам с многочисленными остановками мы добрались до Швейцарской деревушки Енинс ближе к 4 часам пополудни. Население этой деревни составляет менее тысячи человек, однако она известна во всем мире благодаря музею Средиземья (континент вымышленной вселенной Джона Р. Р. Толкина).

Вид из деревни Енинс
Вид из деревни Енинс

Радуясь хорошей погоде, мы стали спрашивать местных о том, как добраться до озера Миттлер. Добрые люди сказали, что для этого всего лишь нужно идти по Альпийской улице, но тут мы обнаружили один маленький нюанс: она ведет практически на вершину горы Вилан (2 376 м). После десяти минут тягостных раздумий мы решили взойти на эту вершину, так как вернуться сюда за эту поездку у нас бы не получилось. К тому же после восхождения на Фудзияму, этот подъем не казался таким уж тяжелым.

Вид с Вилана на долину с деревушками
Вид с Вилана на долину с деревушками

Когда мы дошли до отметки 1 800 м, примерно в половину восьмого, уже практически стемнело. При достаточно быстрой ходьбе и без долгих остановок средняя скорость восхождения составила порядка 400 метров в час.

Где-то на середине пути мы обнаружили, что в каком-то километре от нас счастливые люди поднимаются на соседнюю вершину на фуникулере.

Вид с Вилана на долину с деревушками
Вид с Вилана на долину с деревушками

В темноте нам предстояло спуститься и проехать около 40 километров до дома. Это не было большой проблемой, так как у нас были велосипедные фары (за их отсутствие в Германии штрафуют), но всё же хочется сказать, что вершины мы не достигли, довольно сильно вымотались и очень поздно вернулись домой.

Мудрость от сказителя:

Не пытайтесь взойти на Альпийскую вершину и спуститься с неё за один вечер, запланируйте на это весь день, а лучше два.
Вид с Вилана на долину с деревушками ночью
Вид с Вилана на долину с деревушками ночью

День 3. На третий день мы решили устроить тур по городам Лихтенштейна. Немного отъехав от дома, мы увидели, как люди косили траву, и ничего бы удивительного, если бы для этого они не использовали косилку-внедорожник на пульте управления.

Косцы (изрядно отличается от полотна Мясоедова)
Косцы (изрядно отличается от полотна Мясоедова)

Первым городом, в который мы приехали, был крупнейший город Лихтенштейна — Шан (целых 6 тысяч человек!). Основной достопримечательностью города является церковь Святого Лаврентия.

Церковь Святого Лаврентия
Церковь Святого Лаврентия

Несмотря на прекрасную погоду и то, что туризм является значительным источником дохода Лихтенштейна, в церкви не было ни души. К слову сказать, схожая ситуация наблюдалась с большей частью культовых сооружений на нашем пути.

Внутреннее убранство церкви Святого Лаврентия
Внутреннее убранство церкви Святого Лаврентия

Следующим местом была столица — Вадуц. При въезде в город сразу бросился в глаза университет Лихтенштейна.

Университет Лихтенштейна
Университет Лихтенштейна

За ним следом расположилась винодельня с виноградниками и видом на уже знакомый нам замок.

Виноградник с видом на замок Вадуц
Виноградник с видом на замок Вадуц

На территории виноградника есть ресторан и погребок — «Cellars of the Prince of Liechtenstein», в котором можно продегустировать местные вина (500 р), что мы собственно и сделали.

Винишко перед долгим нерабочим днем
Винишко перед долгим нерабочим днем

В центре Вадуца есть большая пешеходная улица Städtle, на которой располагаются практически все музеи Лихтенштейна, а также городская ратуша, затраты на строительство которой втрое превысили общий годовой доход коммуны.

Ратуша Вадуца
Ратуша Вадуца

Неподалеку расположился известный ресторан «Au» с парагвайскими стейками ценой в стипендию МГУ.

Две стипендии МГУ с пивом
Две стипендии МГУ с пивом

Последним местом назначения в нашем турне стал самый северный город княжества — Руггель. Ничего примечательного, кроме очередной абсолютно пустой церкви, мы не нашли.

Церковь святого Фридолина в Руггелле
Церковь святого Фридолина в Руггелле

День 4. Настало время возвращаться в Германию. Первым делом мы решили добраться до австрийского города Брегенца. Дорога большей частью проходила по набережной Рейна: так мы сначала пересекли границу с Швейцарией, а затем с Австрией.

Хочется сказать, что практически везде в Лихтенштейне, как и в Швейцарии, слышны колокольчики альпийских коровок.

Альпийские коровки с колокольчиками и бирками
Альпийские коровки с колокольчиками и бирками

Через несколько часов мы приехали в город Брегенц, где погуляли по Ратхаусштрассе и посетили очередную пустую часовню.

Вид на Ратхаусштрассе и часовню
Вид на Ратхаусштрассе и часовню
Sankt Georgs- und Sankt Hilarius-Kapelle Zu U. Lieben Frau am See
Sankt Georgs- und Sankt Hilarius-Kapelle Zu U. Lieben Frau am See

На домах этого города маленькие величины написаны большими буквами.

Что-то между пикометром и фемтометром
Что-то между пикометром и фемтометром

Однако приехали мы в этот город в основном за тем, чтобы сесть на фуникулер, который за 600 р поднимает прямо из города в предгорье Альп на высоту чуть более тысячи метров. За отдельную плату (200 р) можно взять с собой велосипед.

Вид из кабины фуникулера на старте
Вид из кабины фуникулера на старте

В центре кадра видно известную Озерную сцену Брегенца — основная сцена Брегенского фестиваля.

Брегенц как на ладони
Брегенц как на ладони

За городом начинается живописный лес, пролетев над которым, вы оказываетесь на вершине.

Леса, леса
Леса, леса

На самой вершине пасутся домашние олени. А вдали хорошо видно город/остров — Линдау, с которого начиналось это путешествие.

Олени на фоне Боденского озера
Олени на фоне Боденского озера

Здесь же располагаются игровая и смотровая площадки, а также альпийский парк дикой природы, где можно увидеть оленей, кабанов, горных козлов и баранов.

Вид с обзорной площадки
Вид с обзорной площадки

Если посмотреть в противоположную сторону, то вам откроются виды на близлежащую долину и бескрайние альпийские цепи, а также на дорогу, по которой мы стремительно съезжали. Людей на спуске практически не было, поэтому мы здорово разогнались и ощутили себя велогонщиками.

Альпийская долина
Альпийская долина

Практически без остановок мы доехали до немецкого города Шайдегг. На самом въезде в город нас встретила, как позже выяснилось, действительно хорошая и аутентичная итальянская пиццерия.

Пиццерия «Osteria No 8»
Пиццерия «Osteria No 8»

Как положено, в большой каменной печи и рождались на свет наши маленькие пиццы.

Теплая печка
Теплая печка

Я не просто хорошо поужинал и отогрелся, но и вдоволь поностальгировал по Неаполю.

Пицца, которая согревает душу
Пицца, которая согревает душу

Сытно поужинав, мы решили погулять и наткнулись на ещё одну пустую церковь, которая к тому же была в ремонте. После мы доехали до забронированного отеля с непонятным на тот момент названием «Allgäu meadow ranch GmbH», расположенного недалеко от города Хергац.

Католическая церковь святого Галла
Католическая церковь святого Галла

День 5. Накануне вечером произошел один забавный случай: прямо на check in пришла большая черная лошадь и засунула голову в окно. Именно так мы и выяснили, что слово «ranch» в названии этого места неспроста, и это на самом деле ранчо.

Ранчо региона Алльгой
Ранчо региона Алльгой

Добродушный хозяин предложил нам погулять по конюшне и посмотреть на лошадей, которых там оказалось несколько десятков.

Конюшня изнутри
Конюшня изнутри

Лошадок можно было гладить, но, увы, нельзя было кормить, хоть они и очень хотели.

У каждого стойла на табличке написаны имя, дата рождения и награды лошади
У каждого стойла на табличке написаны имя, дата рождения и награды лошади

По пути домой мы решили заехать в знаменитый замок Нойшванштайн. Самым близким городом с железнодорожной станцией к замку является Фюссен (Füssen).

Очередной милый немецкий городок Фюссен
Очередной милый немецкий городок Фюссен

От станции до замка около получаса езды на велосипеде. Первое, к чему вы подъезжаете — это билетный офис, где 90% людей узнают, что на самом деле тут расположено два замка (название второго: Хоэншвангау). Входной билет в каждый замок приобретается отдельно и стоит 13 € (1000 р), но, если вы студент, то вам причитается скидка в размере 1 € (75 р). Также стоит учесть, что билеты в основном выкупаются заранее, и в день посещения их может не быть. Именно по этой причине нам не удалось приобрести билеты, и мы решили осмотреть замки снаружи. От билетного офиса до замка Нойшванштайн около получаса пешего подъема в гору. Без билета вы можете пройти только во внутренний дворик замка.

Внутренний двор замка Нойшванштайн
Внутренний двор замка Нойшванштайн

Хочется отметить, что вокруг замка ходят бесчисленные толпы людей, и толком сфотографировать ничего не получается. Однако, если обогнуть замок по правой стороне, то минут за 15 можно дойти до известного моста (Marienbrücke), где, хоть и много людей, можно сделать приличные кадры.

Фото замка с моста
Фото замка с моста

Пройдя через мост, вы выходите на дорожку, которая ведет на смотровую площадку, где людей уже меньше. А от смотровой площадки вверх ведет едва заметная тропинка, с которой открываются красивые виды на замок. Людей там практически нет, и можно вдоволь нафотографироваться с замком.

Фото замка с предгорья Альп
Фото замка с предгорья Альп

По дороге от замка до смотровой площадки открываются живописные виды на Альпийское озеро.

Вид на Альпийское озеро (Alpsee)
Вид на Альпийское озеро (Alpsee)

У самого же озера можно присесть на берегу с чашкой кофе и рассмотреть второй замок — Хоэншвангау.

Замок Хоэншвангау
Замок Хоэншвангау

Насладившись кофе, мы сели на велосипеды, доехали до станции, разместились в поезде и без особых приключений добрались до дома.

Практические советы

Передвигаться с велосипедами по Германии, кроме как на самих велосипедах, можно несколькими способами: на поезде и на автобусе.

Поезда в Германии достаточно дорогие, однако, в Баварии действует особый билет, называемый Баварский билет (он также работает в электричках, автобусах и некоторых ветках метро — S-Bahn, что позволяет доехать на нем до/из аэропорта Мюнхена). Он покупается в день отправления и позволяет передвигаться без ограничений по Баварии на всех поездах, кроме скоростных. Действует он с 9:00 до 03:00 ночи (в выходные и праздники с раннего утра). Цена Баварского билета на одного человека составляет 25 евро (1 900 р), однако, вы можете включить в него до 5 человек, и цена за каждого дополнительного пассажира будет всего 450 р (чем больше людей, тем дешевле). Дневной билет на провоз велосипеда стоит 5 евро (375 р). Планировать маршруты и уточнять детали проще всего пользуясь сайтом немецких железных дорог (DB — Deutsche Bahn). Если в маршруте рядом с номером поезда есть значок велосипеда, то, скорее всего, целый вагон или его большая часть предназначены для провоза велосипедов. На самих вагонах для провоза велосипедов также изображен этот значок. Однако, даже когда значка на сайте у соответствующего маршрута нет, в поезде, скорее всего, есть несколько мест для провоза велосипедов. Если же их там нет, или они заняты, то можно поставить велосипеды в любое другое место, чтобы не мешать остальным пассажирам.

Специальное место в поезде для провоза велосипедов
Специальное место в поезде для провоза велосипедов

На автобусах Flixbus тоже можно провозить велосипеды. На сайте компании указана информация, что сообщать о перевозе велосипеда нужно заранее, и стоимость составляет 9 евро (700 р).

Какие выбирать велосипеды? Если не углубляться в детали, я бы поделил велосипеды на шоссейные, треккинговые (не путать с трековыми) и горные. По моему мнению, треккинговые велосипеды являются самым оптимальным вариантом. Вы можете преодолевать большие расстояния в быстром темпе по хорошим дорогам, а при необходимости можете съехать на гравийные дороги или лесные тропы. Мы купили самые простые треккинговые велосипеды в гипермаркете real незадолго до поездки (стоимость одного велосипеда 150–200 евро или 11–15 т. р.). Если вы планируете относительно большое путешествие, то крайне рекомендую взять навесные сумки (см. фото выше) и запасную камеру для каждого велосипеда. За всю нашу поездку никаких проблем с велосипедами не было, однако, лучше быть готовым к проколу камеры колеса. Для ремонта потребуются запасная камера, один ключ, десятиминутный ролик на ютубе и полчаса времени на замену камеры. В крайнем случае вместо запасной камеры можно взять набор пластырей для велосипедных камер за 2 евро (150 р).

Стоит также учесть, что в Германии действует ряд законов о езде на велосипеде. Обязательными атрибутами каждого велосипеда являются фара и звонок (в нашем случае они входили в комплект).

Гравийная дорога вдоль набережной Рейна
Гравийная дорога вдоль набережной Рейна

Перед планированием маршрута лучше иметь представление о своих физических возможностях. Мы без какой-либо предварительной подготовки могли преодолевать 50 километров за день, после которых довольно быстро накапливалась усталость. Также стоит посмотреть высотный профиль выбранного маршрута, например, в гугл картах. Подниматься по крутому склону больше нескольких десятков метров с нагруженными велосипедами довольно сложно.

Валюта в Германии и Австрии — евро, а в Швейцарии и Лихтенштейне — швейцарские франки. Как правило, вы можете расплачиваться евро и в этих странах, но при этом вы будете терять от 10 до 20%. Неплохим вариантом будет использование кредитной карты.

Если нужна идея для подарка, то это, конечно же, швейцарский нож. В Швейцарии и Лихтенштейне довольно много специализированных магазинов, где за 20 евро (1 500 р) можно приобрести хороший и качественный ножик.

Специализированный магазин со швейцарскими ножами
Специализированный магазин со швейцарскими ножами

В нашей поездке расходы на транспорт и проживание из расчета на человека составили около 160 евро (12 000 р). Из которых 120 евро ушло на проживание (в среднем 30 евро за ночь) и 40 евро на транспорт (Баварские билеты и провоз велосипеда).

Заключение

Спасибо Наде, Рите и Полине за редакторскую правку, а также всем, кто прочитал наш рассказ! Надеюсь, он поможет вам отправиться в свое путешествие на велосипедах:)

Мы будем благодарны, если вы поделитесь этой небольшой историей с друзьями. Если у вас остались вопросы — пожалуйста, спрашивайте! Также нам было бы интересно узнать про ваши захватывающие приключения!

Бондарь Дмитрий, Влад Золотухин. 2018. Все права не защищены ©

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened